Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Мой сайт
Каталог файлов
ЩЕРБАК Владимир Александрович . АНДРЕЙКИН ЦИРК
| 13.08.2015, 17:49 |
- Владимир ЩЕРБАК
- 1. АНДРЕЙКИН ЦИРК
-
- Андрейка гулял с папой по улице. В мамином платке, в шубе, подпоясанной папиным ремешком, он, славно мохнатый шарик, весело катился впереди папы. То и дело Андрейка оборачивался и сообщал папе разные интересные новости:
- - А в этом магазине продают рыбу-саблю и ещё восьминога... А вон тот магазин называется ГУМ, там можно купить всё, что хочешь, и даже ёлочные игрущки...
- И хотя папа жил в этом городе очень давно, ещё тогда, когда Андрейки на свете не было, он каждый раз удивлялся и говорил:
- - Не может быть! Неужели?
- - А сейчас, вот за этим домом будет цирк! - объявлял Андрейка, и глаза его сияли. Цирк он любил больше всего на свете.
- Городской цирк был старый, круглый, деревянный с полотняной крышей-куполом, он напоминал большую палатку. Папа называл его непонятным словом "шапито", а Витька из второго подъезда, недавно приехавший из Москвы, - старым сараем, сараем, который давно пора снести. "Попробуй только!" - отвечал Андрейка.
- Он ходил с папой и мамой на все представления. Когда папа покупал билеты, Андрейка всегда волновался, чтобы им не достался столб, то есть место, которое находится напротив столба, закрывающего арену. Таких столба там штук десять, а может, больше.
- Лучше всего, конечно, сидеть в первом ряду. И не только потому, что там видно хорошо, а ещё и потому, что там можно запросто поговорить с клоуном или помочь фокуснику сделать какой-нибудь трюк.
- Однажды фокусник попросил у папы шляпу. Разбил в неё яйца, насыпал опилок да ещё и зажёг огонь, а потом вытащил из шляпы печенее и начал угощать зрителей, сидевших в первом ряду. И Андрейке дал, но тот не стал есть. Он с интересом ждал, когда фокусник отдаст шляпу и что при этом скажет. "Не бери испорченную, - шептал Андрейка папе. - Пусть новую покупает!". Но фокусник вернул шляпу совершенно целой и чистой. Андрейка изумился и радостно захлопал в ладоши.
- Позже, дома, он попробовал тоже сделать этот фокус. После этого папе действительно пришлось покупать новую шляпу.
- ...Идёт представление. Один номер сменяет другой, и спросите Анд-рейку, какой лучше, он сразу и не скажет. Ему нравится всё: и гимнастки, и силачи, и канатоходцы и даже тот... как его... ну, который объявляет номера, хотя он и похож на злодея из какого-то мультика. Вот он опять выходит их-за щанавеса. Все ждут, кого он на этот раз объявит. А он громко и важно говорит:
- - Антракт!
- Андрейка обижается, но ненадолго, он даже рад погулять, потоу что его попка заболела от долгого сидения на деревянной скамье. В перерыве Андрейка с родителями гуляет по фойе, рассматривает фотографии знаменитых артистов, ест мороженое. Потом они возвращаются на свои места и смотрят второе отделение, которое всегда интереснее первого.
- А как бывает грустно Андрейке, когда представление заканчивается и надо идти домой! Андрейка мечтает о том, что когда он вырастет, то обязательно станет циркачом, и тогда не надо будет уходить домой. Он и жить там будет. Вот только не выбрал кем стать: дрессировщиком, фокусником или клоуном.
- -... А сейчас, вот за этим домом будет цирк! - торжественно объявил Андрейка.
- Они свернули за угол и остановились в растерянности: цирка не было!
- Вернее, он ещё стоял на своём обычном месте, но был уже наполовину сломан. Бульдозер воинственно задрав свой нос, на ползал на здание. Дерево трещало, ломалось, серая пыль оседала на белый снег.
- Андрейка заплакал, а папа полез в карман за сигаретами. Это у него такая привычка: как волнуется, так обязательно закуривает. На этот раз сигарет не оказалось, и папа совсем растерялся. Он посмотрел на сына и как-то нерешительно попросил:
- - Слушай, не реви, а?
- - Как же мы будем... без цирка... - всхлипывал Андрейка.
- - Тяжело, конечно, будет, - согласился папа. - Но это не трагедия. К тому же я слышал, что скоро построят новый цирк. А на этом месте будет площадь. Площадь ведь тоже нужна городу? У нас их совсем нет...
- - Не хочу площадь! Не хочу новый цирк! Этот хочу!
- Папа в десятый раз пошарил в кармане и, не найдя там сигарет, сказал:
- - Постой здесь, я сбегаю к киоску за куревом.
- Андрейка остался один. Закусив губу, он смотрел, как ломают цирк. Вдруг рухнул огромный кусок стены, и стало видно арену. Бульдозер, яростно рыча, всё больше залезал в цирк, ломая и круша всё на своём пути. Сейчас он раздавит ту дверь, за которой находилась Андрейкина мечта, откуда выходили красивый акробаты, мускулистые силачи, смешные клоуны... Сейчас всё это погибнет под ножом т гусеницами бульдозера. Их надо спасти!
- Не помня себя, Андрейка бросился к цирку. Он остановился перед бульдозером, заслонив собой заветную дверь, и закричал:
- - Стой! Назад!
- Стальное чудовище с мордой, пышущей жаром и громким рыком, застыло в двух шагах от мальчика. Он стоял, раскинув в стороны руки, маленький и смешной в своей мохнатой шубе и сбившемся мамином платке, но вид у Андрейки был бесстрашный и решительный. Он чувствовал себя в эту минуту укротителем хищников.
- Из кабины высунулся бульдозерист.
- - А ну уходи отсюда! Нашёл место для игр!
- - Не уйду! Это мой цирк! Не дам ломать!
- Рабочий закричал прохожим:
- - Граждане, чей ребёнок? Заберите ребёнка!
- Прибежал папа. У него было испуганное лицо. Он больно схватил Андрейку подмышки и понёс в сторону. По дороге сказал бульдозеристу:
- - Извините, пожалуйста...
- Андрейка опять заплакал, а папа вытер платком лоб и закурил. Потом сказал сердито:
- - Что это ты делаешь? Чуть под трактор не попал, людей от работы отрываешь!
- - Какая это работа! - буркнул Андрейка. - Это когда строят. А он ломает...
- - Я же говорил тебе: построят новый цирк. Это будет большой краси-вый цирк. Каменный. Народу в него будет вмещаться много. Всем места хватит. И столбов не будет. И работать цирк станет не только летом, но и зимой - круглый год. Вот какой цирк нам построят, а ты пожалел старый сарай...
- Андрейка молчал. По его тугим красным щекам ползли две слезинки.
-
- 2. ЦИРК АНДРЕЙКИНОГО ПАПЫ
-
- Меня зовут Андрейка. Вы, ребята, меня знаете, если читали рассказ "Андрейкин цирк". Он был написан давно, когда мне шесть лет было, а сейчас я уже в шестом классе учусь. Не знаю, получилось это нарочно или случайно, но автор всё перепутал. На самом деле было так...
- Мы с папой гуляли по улице. Смотрим - цирк ломают. Папа ужасно расстроился, даже заплакал. Я говорю:
- - Ты чего ревёшь?
- - Да вот, - говорит, - цирк жалко.
- - Нашёл чего жалеть, старый сарай! Нам вон новый строят. Каменный, красивый, на кита похожий...
- - Дурачок ты, Андрейка, ничего не понимаешь! Ведь этот цирк - моё детство. Меня сюда водил мой папа, а потом я сам стал папой и начал водить тебя... А тебе разве цирк не нравится?
- - Цирк мне нравится. Мне этот не нравится. Как ни возьмём билеты, так обязательно наши места оказываются напротив столба, и почти ничего не видно...
- А он опять за своё, что я ничего не понимаю, и опять слёзы на глазах, а платок дома забыл, так ему свой дал, он высморкался, и мы пошли домой. Вот как оно было на самом деле. И никто - ни папа, ни я - под бульдозер не бросался, что мы, ненормальные, что ли? Выдумки всё это!
- Нет, конечно, кое-что в рассказе правильно описано. Например, то, как я, посмотрев в цирке фокус, тоже попробовал в папиной шляпе испечь печенье. Ох, и влетело же мне тогда!
- Зато другую историю писатель почему-то не рассказал. Про то, как я гипнотизёра разоблачил. Правда, это было позже, уже в новом цирке.
- В общем, приехал в наш город один гипнотизёр, очень знаменитый (фамилию не помню). Про него говорили, он совершает разные чудеса: и чужие мысли угадывает, и спрятанные вещи находит, и письма сквозь конверты читает, и ещё много всего делает, чего никто делать не может.
- В ближайшее воскресенье пошли мы с папой в цирк (у мамы в выходные много дел). Гипнотизёр, который на афишах был изображён молодым и красивым, оказался противным старикашкой, правда, в шикарном прикиде: в индийской чалме с пером и в длинном шёлковом плаще. Помогала ему тётя, сверху голая, снизу в шароварах.
- Он и в самом деле делал всё то, что про него говорили и писали. Вот, например, завязывали ему глаза, а его помощница шла по рядам, брала у зрителей какие-нибудь предметы, ну, там часы, расчёску, ключи - в общем, всё, что находилось в карманах, высоко поднимала их, чтобы все видели, и громко спрашивала фокусника:
- - Что у меня в руке?
- Он отвечал, что часы, когда были часы, ключи, когда были ключи, и так далее. Только один раз из десяти он ошибся, но тётя сказала ему, чтоб был внимательнее, и он поправился, угадал предмет.
- Зрители здорово ему хлопали. Нам с папой тоже очень понравилось. Я потом ещё два раза ходил на это представление. Но не потому, что верю в чудеса, а как раз потому, что не верю. Что, ничего не поняли? Ничего, сейчас поймёте...
- Как-то раз к папе пришёл его друг. Стал папа ему рассказывать ему про гипнотизёра, расхваливать его самого, а фокусы называть разными научными словами. Смешно мне стало, и влез я в разговор взрослых, хоть это и неприлично.
- - Нет, папа, никакая это не телепатика, а самый настоящий обман!
- - Ловкость рук - и никакого мошенничества, да? - подмигнул мне папин друг.
- - Да, ловкость. Только не рук, а... слов!
- - Не поняли. Объясни.
- Но мне было легче показать, чем объяснить.
- - Пойдёмте сегодня в цирк? Там сами всё увидите!
- Пошли. Всё первое отделение я просидел как на иголках, ждал как никогда гипнотизёра. Получится ли то, что я задумал? Во всяком случае, один из нас сегодня точно опозорится - или я, или фокусник.
- И вот он вышел на арену. Начал руками размахивать, гримасничать, в общем, волшебника из себя изображать. Все хлопают, один я - нет. Думаю: "Ну, погоди!" А когда ему глаза завязали, я попросил папу сделать то же самое со мной. Он очень удивился и даже возмутился.
- - Это ещё зачем? Что ты задумал?
- Но его друг меня поддержал:
- - Андрейка, как я понимаю, какой-то эксперимент задумал. Почему бы нет?
- В общем, завязали нам глаза, его полуголая помощница побежала по рядам просить у зрителей разные предметы. Потом стала громко спрашивать, а мы с гипнотизёром отвечать.
- Она. - Что у меня в правой руке?
- Мы. - Часы!
- Она. - А что у меня в левой руке?
- Мы. - Шариковая ручка!
- Она. - Подумайте, что я сейчас держу в руках?
- Мы. - Ключи!
- Конечно, я говорил потихоньку, чтобы слышали только папа и его друг, а фокусник орал на весь цирк. Зато я называл предметы даже раньше него, потому что он, прежде чем сказать, некоторое время кривлялся, притворяясь, что решает трудную задачу.
- Потом я снял с глаз папин платок и спросил:
- - Ну как?
- - Потрясающе! - в один голос ответили они.
- - Это ещё что! - небрежно ответил я. - Сейчас мы этого обманщика совсем разоблачим... Позови-ка, пап, его помощницу, вон она как раз в нашу сторону идёт... Только не давай ей ничего из своих карманов, я сам дам, ладно?
- Так и сделали. Папа подозвал полуголую тётю. Она подошла, улыбаясь синими - то ли от краски, то ли от холода - губами, и протянула руку за какой-либо вещью.
- - У меня, к сожалению, ничего нет. Вот, у сына возьмите.
- Тётя отшатнулась, как будто у меня была бомба, хотя я всего-навсего протягивал ей стреляную гильзу от пистолета "ПМ".
- Помощница не хотела брать гильзу, но все зрители смотрели на нас и ждали. Тогда она взяла её и стала вертеть в пальцах, явно не зная, что делать. А гипнотизёр тем временем вертел головой с завязанными глазами и пытался понять, что происходит, почему его помощница молчит. Наконец, она, тяжело вздохнув, сказала ему:
- - Маэстро! Как вы думаете, что мне сейчас дал этот мальчик?
- Услышав про мальчика, маэстро скривился и промолчал. Тогда я вынул магнит.
- - Может, он это отгадает?
- Тётя молча покачала головой.
- - А может, это? - Я начал доставать из карманов (а их у меня девять) все свои богатства: карандашную точилку, половинку бинокля, моток лески, стеклорез, календарик с парусником, значок с Микки Маусом, китайскую монетку с дыркой , монгольскую марку, жука в спичечном коробке...
- Я мог бы и дальше извлекать из карманов своё имущество, но папин друг меня остановил:
- - Хватит, хватит! А то ты, чего доброго, ещё живую змею вытащишь!
- Зрители смеялись и хлопали мне, как артисту. А артист, стоявший на арене, снял повязку и стал возмущаться, что ему не дают работать. Сердитый и обиженный, он ушёл и не стал кланяться, хотя ему всё равно похлопали.
- По дороге домой я спросил папу и его друга:
- - Ну, видели ловкость слов?
- - Видели, видели! - проворчал папа. - Пожилого человека обидели!.. Кстати, я не очень понял, в чём трюк с угадыванием предметов.
- - Слушай, - сказал его друг. - Что обычно носят с собой взрослые люди? Почти все одно и то же: часы, ручку, ключи, платок, бумажник, ну, ещё кое-что... Учитывая это, гипнотизёр, липовый, конечно, и его помощница выработали ... ну, такой особый язык, зашифрованный... Например, правая рука - это часы, левая - карандаш или ручка, слово "подумайте" - ключи... И так далее. Андрейка, посмотрев несколько раз подряд это представле5ние, расшифровал этот язык, что и было продемонстрировано нам. А потом он предложил ассистентке вместо содержимого твоих карманов - своих, чем и поставил артиста в тупик. Ведь у мальчишек, как ты знаешь, сам бывший мальчишка, в карманах можно найти всё - от иголки до ежа, от гвоздя до автомобиля в разобранном виде. И не один ясновидящий в мире не сможет угадать, что может быть извлечено из мальчишеских карманов. Вот и весь секрет.
- Папин друг так хорошо всё папе растолковал, что мне и добавить нечего. Разве только то, что это и был автор рассказа "Андрейкин цирк" - Владимир Щербак.
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Иллина
|
Просмотров: 931 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|