МОРСКОЙ ЗАЛ
А.МАКСИМОВ. Повесть "ТЮЛЕНИЙ ОСТРОВ"
В истории освоения дальневосточных акваторий известен подвиг моряков «Крейсерка» — сторожевого судна, погибшего осенью 1889 года. О мужественном экипаже позднее и в наше время писали некоторые историки и литераторы, но никто из них не напомнил, что первым историю «Крейсерка» осветил в своей повести «Тюлений остров» не кто-нибудь, а наш приморский писатель Александр Максимов. Рассказ был опубликован и также с подзаголовком — на этот раз с таким: «Драма на море» — в «Ниве». Русские моряки охраняют российские воды от иностранных браконьеров. Разворачивается жестокая борьба, в которой пришельцы идут на все ухищрения и подлости. Тут нельзя рассчитывать на благородство, на гуманность, чем «страдает» Андрей Павлович, помощник командира. Автор дает фамилию лейтенанта Корсунцева, но Налимова называет только по имени-отчеству, хотя ведет речь о реальных Корсунцеве и Налимове. Показан и экипаж американского судна, действующего браконьерски в чужих водах. Рассказ завершается гибелью «Крейсерка», попавшего в студёную пору в шторм. Его герои с отчаянным мужеством оспаривают свою жизнь у рассвирепевшей стихии, но их силы таяли с каждой минутой. Так завершилась драма на море. А начальство через несколько месяцев спишет всё одним росчерком пера: власть имущие равнодушны ко всему героическому, благородному, требующему памяти. Забыть, отринуть — это обычное решение. Читая этот рассказ, нельзя же не вспомнить, что во Владивостоке, близ Матросского клуба, установлен памятник «Крейсерку»…
КРИВШЕНКО С.Ф. Плавать по морю необходимо...
В.ШИЛЯЕВ Шхуна "Крейсерок" в Охотском море, 2002
Памятник экипажу шхуны "Крейсерок", 1897 г. Автор проекта - Лавров
-
ПАВЕЛ ИОНОВИЧ ГОМЗЯКОВ
-
НА АМУРСКОМ ЗАЛИВЕ
-
Надулся наш парус, и лодка стрелой
-
Летит всё вперёд за игривой волной,
-
Как весело на море дышится нам!
-
Какою лазурью синеются там
-
Те горы вдали!
-
Их тонкие контуры смелы, легки
-
И кажутся близки, а так далеки
-
От нас их главы...
-
Как искрится море под солнца лучом!
-
И золотом он рассыпается в нём,
-
Купаясь в волнах...
-
1895
ГЕОРГИЙ КОРЕШОВ
***
Влажный ветер дует с океана,
Волны лижут скалы и песок.
Я шагаю с другом-капитаном
По твоим холмам, Владивосток.
Вдоль одетых в сталь, бетон и камень
Берегов родной моей земли,
Украшая ложе вымпелами,
Гордые проходят корабли.
Под форштевнем вспенены буруны,
Остается город за кормой.
И норд-ост настраивает струны
Тонких вант невидимой рукой.
Друг мой тоже нынче в дали моря
Свой корабль подводный поведет.
Красным глазом огонек на створе
По-приятельски ему мигнет...
На земле дороги есть и тропы,
В море волны замывают след.
Щупают здесь долго перископы
Каждый запримеченный предмет.
Никуда от них врагу не скрыться,
Будь вблизи он или вдалеке.
Тихоокеанская граница,
Как и все другие, — на замке.
В.КУЧЕРЯВЕНКО. Повесть "ПЛАМЯ НАД ОКЕАНОМ"
Когда на огромном пароходе "Жорж Филиппар" вспыхнул пожар, сухогрузные иностранные суда не пришли ему на помощь. Советский танкер-бензовоз отважился на этот неслыханный подвиг - было спасено 440 пассажиров (среди них 30 детей) и 160 человек команды.
Документальная повесть "Пламя над океаном " рассказывает об этом событии , в своё время взволновавшем весь мир как пример благородства, мужества и бесстрашия.
В. Кучерявенко
"Впереди можно было различить полыхающее багровое пламя. Оно то поднималось, то ложилось на море огненным пологом. Вскоре стал виден охваченный огнём большой пароход. Пламя взметнулось над ним, разрывая черноту ночи, огонь вспышками пробегал по надстройкам. Было видно, как по палубам метались люди, подбегали к борту и бросались в воду. Вокруг багровел океан. Волны, накатываясь на судно, взлетали огненными всплесками. Казалось, вода тоже охвачена огнём. Картина была жуткая.
Матросы смотрели на капитана, который спокойно и чётко отдавал распоряжения. Можно было подумать, что в танках "Советской нефти" были не газы бензина, которые могут взорваться от малейшей искры, а вода, способная загасить бушующее над океаном пламя. И глядя на капитана, все старались также спокойно и уверенно выполнять свои обязанности. Все знали о риске и опасности. Но ведь на горящем судне были люди, и перед этим отступала мысль об опасности. Желание помочь терпящим бедствие было сейчас главным для каждого моряка .
Влево от пожарища вспыхивал маленькой звёздочкой и гас огонь маяка Гуардафуй.
Небо начало светлеть. Капитан взглянул на часы. Было около четырёх часов утра 16 мая 1932 года. До горящего судна оставалось мили две."
В. Кучерявенко Пламя над океаном
Танкер "Советская нефть". Дальневосточное морское пароходство. Открытка. Худ.Г.Д.Челак. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987г.
ГЕОРГИЙ ХАЛИЛЕЦКИЙ
Морская песня
Был в старом зале полумрак,
Над головой висели флаги...
На авансцене пел моряк
Морскую песню о "Варяге".
Когда умолк последний звук
Глубокой, тихой грусти полный,
Певец на зал взглянул
и, вдруг,
Увидел: зал стоит безмолвный...
Он знал успех и видел свет,
Но понял, полон просветленья,
Что в жизни выше счастья нет,
Чем счастье этого мгновенья!
Л.Н. КНЯЗЕВ. Повесть "КАПИТАНСКИЙ ЧАС"
В "Капитанском часе", можно сказать, воспет по-настоящему героический характер Грецкого Воспета его морская душа... Капитан Грецкий принимает решение: в штормовом море подойти к гибнущему судну, снять команду. И проводит блестяще эту операцию. Кстати, в жизни подобную операцию провёл капитан Вадим Крицкий, ставший прототипом героя повести. Если говорить о главном в его характере, то это внутренняя свобода, раскованность, способность к самостоятельному решению. С.Ф.Крившенко
"... даже в защищённых от волнения гаванях швартовка парохода разрешается лишь при силе ветра менее пяти баллов. В открытом море суда становятся рядом только при тихой погоде, причём борта защищаются огромными резиновыми кранцами.
Всё это известно любому человеку, хоть однажды ступавшему на палубу, потому и захихикал на мостике матрос-рулевой, когда журналист высказал нелепую мысль о швартовке к гибнущему судну в шторм. Но именно теперь, когда для спасения людей не оставалось никаких средств, парадоксальная, невероятная идея сухопутного дилетанта вонзилась в мозг капитана Грецкого как единственно возможный путь спасения людей. Пропустив эту мысль по тайникам мозга и призвав на помощь все свои знания и морской опыт, Грецкий решил, что идея не столь уж бессмысленная, какой кажется на первый взгляд. Конечно, риск мгновенно утопить "Терек", протаранив его своей массой, и самому получить при этом катастрофическую пробоину оставался, но зато появлялся шанс для спасения людей...
После удара о корму нос "Айвазовского" отошёл, пароходы, раскачиваясь, сближались бортами. В тот момент, когда заскрипели кранцы, Грецкий скомандовал:
- Всем прыгать!
Одновременно на мостике "Айвазовского" взорвались лучами два прожектора. Пробив сине-белые тоннели в снежной круговерти, два световых потока сошлись на палубе, застеленной по приказу старпома ватными матрасами. И едва сравнялись борта, ринулись из темноты в пространство света тёмные комья. Падали кто на ноги, кто на спину, вскакивали и, не веря ещё в счастье спасения, срывались бежать куда-то по взлетающей палубе. " Л.Н.Князев. Капитанский час
В.Шиляев Сквозь кипящее море.
ВЛАДИМИР ТЫЦКИХ
* * *
Как рассказать о море,
О походе
Тебе, родная,
Вам, мои друзья?
О том, как звезды плавно хороводят
Над мачтами и рубкой корабля;
О чуткой настороженности пушек
И резких звуках боевых сирен,
О том, как ветер -
То ясней, то глуше -
Гудит в плену внимательных антенн;
Как над зелёной вспененной волною
Плывёт и тает за кормою дым,
Как быт земной,
Как всё вдали земное
Становится отчаянно родным!
ПОЮЩЕЕ МОРЕ
То разбойно шумит,
то как будто негромко вздыхает
и тяжёлой волной
к молчаливому берегу льнёт;
и никак не поймёшь -
то ли песня у моря такая,
то ли море кого-то
в бескрайние дали зовёт.
Вянут ветры земли
над извечным простором мятежным,
бьют поклоны форштевни
и машут ему вымпела.
Алым парусом в море
скитается наша надежда
и под гулы турбин,
и под тихие скрипы ветра.
Пусть в ослепшей ночи
бьётся пламя прожекторных вспышек,
по бессонным отсекам
летят позывные тревог;
если море поёт -
то лишь тем, кто способен услышать,
если море зовёт -
то лишь тех, кто достоин его!