Воскресенье
22.12.2024
08:15
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [34]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    С. Крившенко. Писатели Приморья
      С.КРИВШЕНКО

    ЛИТЕРАТУРА ПРИМОРЬЯ

        В середине ХIХ века дальневосточная тема в русской литературе дополняется колоритным  «приморским» мотивом. Художественное «открытие» Приморья началось с очерковых материалов самих первопроходцев, мореплавателей и почти одновременно с путевых заметок писателей-путешественников. В сентябре 1860 года Владивосток (будущему городу шел всего третий месяц) посетил писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов, широко известный читателю того времени. В своей книге «На востоке» (1864) Максимов описал первые шаги первостроителей, поставивших белые палатки и приступивших к созданию нового порта. «Порт этот, — писал Максимов, — можно считать лучшим изо всех», необходимо только провести сюда «хорошую тележную и наметить будущую, смело мечтательную, железную дорогу».

      Зиму 1861-62 года в только что основанном порту, на берегах Золотого Рога, провел гардемарин Константин Михайлович Станюкович, будущий классик русской морской литературы. Три года Станюкович плавал на кораблях русской Тихоокеанской военной эскадры. Его путевые очерки публиковались тогда же в «Морском сборнике», а несколько позже дальневосточные впечатления отразились в повести «Вокруг света на «Коршуне» (1895), в рассказах «Тигр идет» и др. В 1865 г. в журнале «Морской сборник» были опубликованы очерки командира поста Владивосток морского лейтенанта Евгения Степановича Бурачка: они вышли под названием «Жизнь во Владивостоке. Воспоминания заамурского моряка:1861-1862 гг.».

      Можно отметить, что открытие в литературе «берегов» Приморья, их первое упоминание в художественных очерках, произошло в книге И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада» (1855-57). В мае 1854 года Гончаров проходил мимо корейских, а далее мимо приморских берегов будущего Южно-Уссурийского края России. «По временам мы видим берег, вдоль которого идем к Северу, потом опять туман скрывает его». Гончаров упоминает пограничную реку Тайманьга, которую промеряют и описывают гидрографы с «Паллады». Глядя на крутые, обрывистые скалы, которые громадами теснятся одна над другой, писатель восклицает: «Горе плавателям, которые разобьются тут: спасения нет. Если и достигнешь берега, влезть на него все равно, что на гладкую, отвесную стену. Нигде не видать ни жилья, ни леса».

    Литература путешествий, в которой будут отражены не только страницы пребывания во Владивостоке, но и поездки в глубинку Уссурийского края, все время пополнялась новыми произведениями. Так, в 1870 году в Петербурге выходит первая книга знаменитого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». С тех пор она не раз переиздавалась, в том числе и в нашем крае. Обаяние этой книги в первичности впечатлений от неизведанного, в подлинной научности наблюдений, в живости описаний природы, поэтичности языка.

       Российский читатель продолжал знакомиться с далеким Приморьем и по книгам других авторов-путешественников: в частности, назовем книги В. Вышеславцева «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857-60гг.» (1862), А. Максимова «Вокруг света. Плавание на корвете «Аскольд»(1876), В. Крестовского «В дальних водах и странах» (1880). Подчеркивая значение открытий русских землепроходцев и мореплавателей, освоивших морские воды и земли Тихоокеанских побережий, Крестовский писал: «Если вспомнить, что по Парижскому трактату 1856 г. Россия была лишена военного флота и политического значения на Черном море, то понятно, какою счастливою находкой показались все эти гавани человеку такого государственного ума, как Н.Н. Муравьев-Амурский; понятно станет и то, почему в новых названиях этих мест и вод появились такие многозначительные, если не для настоящего, то для будущего, имена, как залив Петра Великого, пролив Босфор Восточный, бухта Золотой Рог и порт Владивосток...» Вот где наши прямые океанские выходы, вот где место для развития нашей морской и коммерческой силы.

       «Нет другой местности, – писал В. Крестовский, – которая может иметь столь великую историческую будущность, как восточная ее окраина, от устья Тюлень-Улы. Здесь русская земля владеет тою открытою дверью в океан, который не дается ей в Европе». Так ставил проблему писатель, призывая все сделать для «пользы и процветания Уссурийского края», а значит и всей России.

    В начале 90-х годов XIX века публикуются морские очерки С.П. Южанова «Доброволец «Петербург» — о переселении из центральной России «на край света», в Приморье, морским путем на пароходах Добровольческого флота «Россия», «Петербург» и др. Весной 1889 г. на пароходе «Кантон» прибыл в наш край известный беллетрист-путешественник доктор А.В. Елисеев. Он сопровождал в качестве врача большую партию переселенцев, отправлявшихся морем из Одессы во Владивосток. Елисеев посетил самую глубинку Приморского края. Кроме Владивостока, побывал в Никольск-Уссурийске, Михайловке, Григорьевке, на озере Ханка, в Сучане, Находке и других местах, о чем и поведал в главах увлекательной книги «По белу свету».

      В октябре 1890 года, в пору золотой приморской осени, посетил наш город А.П. Чехов, добирающийся морским путем  с Сахалина в Одессу. Штрихи приморских впечатлений вошли в его очерк «Остров Сахалин» (1895), в ряд рассказов.

      В 70-90-е годы в популярном столичном журнале «Нива», а также во «Всемирном путешественнике», в «Петербургских ведомостях», «Новом времени» часто публиковались рассказы и очерки на сюжеты дальневосточной жизни, принадлежащие перу Александра Яковлевича Максимова. Уроженец Петербурга, морской офицер, А.Я. Максимов совершил кругосветное плавание, длительное время жил во Владивостоке. Газета «Владивосток», сообщая о кончине «местного писателя» А.Я. Максимова, капитана II ранга, помощника командира владивостокского порта, писала: «Наша окраина должна не забыть его добром». Дальнему Востоку, событиям жизни в Приморье, на берегах Тихого океана посвящены многие произведения Максимова: книга «Вокруг света. Плавание на корвете «Аскольд» (1876), сборник рассказов и повестей «На далеком востоке» (1883). Неоднократно переиздавались его рассказы и повести «Китобои», «Поп Симеон», «Тюлений остров» и др. В публицистических статьях Максимов отстаивал интересы России на Тихом океане. Его нередко называют — и не без оснований — первым местным, приморским писателем.

       Собственно литературное развитие в Приморье начинается с появления в крае первых газет, в частности, с начала издания в 1883 году газеты «Владивосток»: в подзаголовке ее были слова: «Морская и общественно-литературная газета». А вслед за нею появилась газета «Дальний Восток» (1892), на страницах которой также публиковались литературные материалы разных жанров: стихи, очерки, рассказы. Открылись первые издательства, в частности, издательство Н.П. Матвеева, журналиста, литератора, с именем которого связаны первые страницы литературного движения в крае.

      Николай Петрович Матвеев (1865-1941), более известный местным читателям по псевдониму Николай Амурский, родился в 1865 году в японском городе Хакодате, в семье фельдшера, служившего одно время в православной миссии в Японии (по другим данным, приведенным в журнале «Сибирский архив» № 10 за 1912 год родился во Владивостоке). Рано потеряв отца, испытал немало жизненных невзгод. Мать поселилась в Николаевске-на-Амуре. Отчим невзлюбил мальчика, и двенадцатилетний Николай убегает из дому, идет «в люди». Во Владивостоке закончил двухгодичную портовую школу, освоил специальность модельщика литейного производства, ряд других, что впоследствии очень сгодилось в типографической работе. В конце 90-х годов приобрел типографию, в которой работал сначала сам, а потом вместе со своими сыновьями, которые «пошли в отца», рано пристрастились к литературному делу.

      Н.П. Матвеев печатал на страницах газет «Владивосток», «Дальняя окраина» свои стихи, репортажи, рассказы, краеведческие исследования. Так, в газете «Владивосток» были напечатаны очерки «Из прошлого Уссурийской тайги» (1896, № 9), «Золотоискательство и золотопромышленность в Южно-Уссурийском крае» (1897, №№ 19, 22, 30). Известность как приморский литератор приобрел после выхода в свет в центре, в издательстве И.Д. Сытина книги «Уссурийские рассказы» (1904). В собственной типографии издал два своих поэтических сборника: «Стихотворения, пародии и подражания» (1901) и "Стихотворения” (1913). В 1910 году, когда отмечалось 50-летие нашего города, вышла широко известная с тех пор книга «Краткий исторический очерк г. Владивостока», переизданная в 1990 году. Матвеева по праву считают первым приморским историком и краеведом. В 1906 г. издавал журнал «Природа и люди Дальнего Востока». После публикации острых материалов подвергался арестам, преследованиям: его журнал был закрыт царскими властями, сам писатель был заключен в тюрьму на несколько месяцев. Двухэтажный кирпичный дом на Абрекской улице № 9 слышал голоса многих литераторов, живших и приезжавших в наш город. До наших дней дом не сохранился. Во время правления колчаковского ставленника Хорвата Н.П. Матвеев попал под наблюдение тайной полиции. Боясь расправы, Н.П. Матвеев выехал в Японию, думалось ненадолго, оказалось — навсегда. Его сыновья остались на родине, активно включились в литературно-общественную деятельность, трое из них пали жертвами сталинских репрессий. В роду Матвеевых стали известны поэт Венедикт Март, его сын поэт Иван Елагин, журналист Николай Матвеев-Бодрый, его дочь поэтесса Новелла Матвеева обстоятельные очерки о жизни и творчестве Н.П. Матвеева написаны Л.Я. Иващенко (см. сборник «Культура Дальнего Востока XIX – XX вв.» Владивосток 1992г) и А.А. Хисамутдиновым в его книге «Мир библиотеки» 1990 г.

       Первым поэтом Приморья называют Павла Гомзякова. И не случайно: в 1895 г. во Владивостоке, в типографии командира портов Восточного океана, издана небольшая книжка стихов «На память друзьям» — это была, по свидетельству Николая Амурского, первая поэтическая книга, напечатанная во Владивостоке «коренным обитателем Приморья». Родился Павел Иванович Гомзяков в 1867 г. в Благовещенске, в семье священника, выходца из Русской Америки. Детские и школьные годы его прошли во Владивостоке. Закончив Юрьевский университет в Дерпте и получив специальность лекаря, был призван на военную службу, вернулся во Владивосток и служил до 1912 г., после был переведен на Балтику, в Кронштадт. В 1911 году во Владивостоке вышла в свет книга «Ad astra» («К звездам»), отразившая основные мотивы творчества: море, любовь, природа края, раздумья о судьбе поколения. С особенной полнотой отразилась в стихах Гомзякова наша суровая, прекрасная природа, облик морского города. Критика тех лет назвала его «истинным поэтом Владивостока». Владивостоку посвящен его стихотворный рассказ «Юбилейные наброски». «Я не историк. Не полны И не сочны мои стихи. В них только прошлого штрихи», — скромно оценивал свои поэтические возможности поэт-моряк. Живые штрихи действительно встречаются по всему стихотворению, которое заканчивается призывом крепить трудом дальневосточную окраину России.

    Владивостоку все дано:
    Сибирь ведь — золотое дно.
    ................................................
    Мы многих знаем честный труд...
    Пусть все, как братья, подадут
    Друг другу руки и тогда —
    Все для работы, для труда!
    И клич: «В честь Родины святой!»
    Не будет только звук пустой.
    Павел Гомзяков открыл в поэзии образ Владивостока, первым услышал и воспел рокот тихоокеанской волны. Его стихи после долгого забвения опубликованы в книге «Старый Владивосток» (1992), «Антология поэзии Приморья» (1998). «Записки Общества изучения Амурского края» (1998).

       В первые два десятилетия ХХ века заметного развития русская литература на приморской окраине России не получила: этому явно не способствовали общественно-политические обстоятельства этого периода, на который выпали русско-японская война 1904-5 годов, первая русская революция, первая мировая война, потребовавшая ратников и с далекого Приморья, нарастание новых революционных событий — февральской, а затем Великой Октябрьской социалистической революции. Трагическая тема войны донеслась до Приморья в песнях «Варяг», «Плещут холодные волны», «На сопках Маньчжурии», в ряде документальных очерков и рассказов, в стихотворении В. Брюсова «К Тихому океану». Мимолетный отклик о Владивостоке оставит вошедший тогда в моду поэт К. Бальмонт, посетивший наш город в 1916 году по пути в Японию. Дальневосточная тема отзовется в «Дневниках во время войны» Н.Г. Гарина-Михайловского, еще ранее создавшего очерки провинциальной жизни под названием «Карандашом с натуры (Из путешествия вокруг света через Корею и Маньчжурию» (1899). Выходили отдельные сборники, печатались стихи и рассказы на страницах газет, журналов. Но, можно сказать, что сколь-нибудь заметных имен литературная жизнь края этого периода не представила.

      Противоречивой и разноголосой складывалась литературная жизнь Приморья в годы революции и гражданской войны. После Октября здесь оказались многие писатели и журналисты, представители различных социальных и общественных групп, слоев, партий.

      В 1918 г. во Владивостоке возникает литературно-художественное общество (ЛХО), объединившее творческую интеллигенцию города: литераторов, художников, артистов. В пестрый состав ЛХО входили и пролетарские поэты (А. Богданов, А. Ярославский), и футуристы (Н. Асеев, С. Третьяков, Д. Бурлюк, Н. Насимович-Чужак), и литераторы, непримиримо относившиеся к революционным изменениям (В. Иванов и др.). Проходили горячие дискуссии в нижнем помещении театра на Светланской, получившего название «Балаганчик». Издавался журнал «Творчество» : с июня по август 1920 г. во Владивостоке вышло шесть номеров, седьмой вышел в Чите в 1921 г. Журнал выступал против оккупации Дальнего Востока интервентами, за советизацию края, знакомил с событиями в Советской России. Много было сделано для пропаганды творчества В. Маяковского. Эстетические позиции журнала определялись тенденциозными статьями Н. Чужака и Д. Бурлюка, рьяными пропагандистами футуризма, противниками классической литературы. Положительной была тенденция единения Приморья с советской Россией. «Вот принципиальный русский журнал, — писал один из критиков, — весь от начала до конца наполненный Россией и Россией. Владивосток истосковался по России. Как не радоваться этому: Россия есть Россия». После японского переворота 4-5 апреля 1920 г. многие писатели вынуждены были покинуть край: одни уехали в Читу, другие в Харбин, третьи в Японию, а затем в США. Во Владивостоке Николай Асеев издал новую книгу стихов «Бомба» (1921), пронизанную чувством неприятия иностранной оккупации. Здесь же вышел первый поэтический сборник Сергея Третьякова «Железная пауза» (1919). В Чите под редакцией Н. Чужака в 1921 г. выйдет сборник «Неравнодушные строчки», посвященные годовщине трагических событий 4-5 апреля 1920 г. — в связи с японским переворотом, гибелью Сергея Лазо и его соратников А.Н. Луцкого и В.М. Сибирцева. В дальнейшем, возвратясь в Москву, и Николай Асеев, и Сергей Третьяков, и Николай Насимович-Чужак войдут в литературную группировку ЛЕФ. А руководителем во Владивостоке был избран поэт А.А. Богданов, и ЛХО просуществовало до 1926 г., вплоть до возникновения дальневосточного отделения Сибирских писателей.

      В обстановке партизанской борьбы против интервентов и белогвардейцев, массового крестьянского повстанческого движения за освобождение русской земли Приморья ярко проявилась «поэзия лесов и сопок». Стали популярными стихи «партизанских поэтов»: Костантина Рослого, Виталия Кручины, Георгия Отрепьева, Николая Костарева. В их поэзии звучали фольклорные мотивы, вариации из песен русских поэтов, героическое переплеталось с трагическим. Символом времени стал партизанский гимн Петра Парфенова «По долинам и по взгорьям», написанный в 1920 г. на мотив популярной «Песни сибирских стрелков» первой мировой войны.

      Поэзия 20-х годов в Приморье представлена также стихами и целого ряда других поэтов. Три сборника стихов издаст здесь Арсений Несмелов: «Стихи», «Уступы», «Тихвин». В 1924 г. поэт-офицер, служивший до прибытия во Владивосток в колчаковских войсках, уйдет за рубеж, в Харбин, и за многие годы станет там одним из лучших поэтов русского даль-невосточного литературного Зарубежья. Судьба его трагически оборвется при возвращении на родину в 1945 г., в пересыльной тюрьме в Гродеково.

      В 1926 г. во владивостокской молодежной газете «Красный молодняк» впервые появились стихотворения Павла Васильева, шестнадцатилетнего юноши, приехавшего в наш город из Павлодара для поступления в университет. Его университетами стали путешествия по краю, по Сибири и Дальнему Востоку. Ощутив в себе необыкновенную поэтическую силу, уедет завоевывать литературную Москву, вскоре станет  известен в литературном мире. Но репрессии 30-х годов оборвали жизнь замечательного поэта, обещавшего великую будущность.

    В прозаических жанрах литературная жизнь края в 20-е годы определялась творчеством людей, давно и прочно связанных с Приморьем. Произведения непреходящей художественной ценности создает В.К. Арсеньев, опубликовавший серию очерков «Из путевого дневника» в газете «Приамурье» еще в 1908-1911 годах. По сути это была первая книга будущего известного писателя-путешественника.

       Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) по рождению петербуржец, получил военное образование и прибыл на Дальний Восток в 1900 году. Тридцать лет своей жизни великий путешественник посвятил изучению Дальнего Востока. Известность Арсеньеву принесли его научные изыскания, труды по этнографии, географии, истории Дальнего Востока. Но подлинно мировая его слава как путешественника неотделима от его произведений научно-художественного жанра, его книг «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923), «В горах Сихотэ-Алиня» (вышла посмертно, в 1937 г.). Его первые книги, объединенные одним героем, образом удэгейца Дерсу Узала, вышли во Владивостоке в 1926 г. отдельным изданием под общим заголовком «В дебрях Уссурийского края». В те же годы Арсеньев сообщал А.М. Горькому: «В настоящее время я пишу еще одну книгу «В горах Сихотэ-Алиня», которая является продолжением «В дебрях Уссурийского края». Так что, следуя замыслу Арсеньева, мы можем назвать произведения трилогией, посвященной трем большим экспедициям автора. В ней — творческий подвиг Арсеньева как писателя. А.М. Горький сразу же направил письмо Арсеньеву с таким признанием: «Книгу Вашу читал с великим наслаждением. Не говоря о ее научной ценности, конечно, несомненной и крупной, я увлечен и очарован был ее изобразительной силой. Вам удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера...» Эта оценка великого русского писателя была дорога Арсеньеву. Книга Арсеньева нашла признание и великого путешественника Фритьофа Нансена, написавшего предисловие к ее немецкому изданию (1924). Произведения В.К. Арсеньева переведены на многие иностранные языки, издавались за рубежом более 50 раз. На арсеньевские сюжеты поставлен ряд фильмов, в том числе советско-японский фильм режиссера Акира Куросава «Дерсу Узала» (1975).

      Из нашего Приморья пришел в большую русскую советскую литературу Александр Александрович Фадеев (1901-1956). «Дальний Восток у меня в крови с детства», — писал Фадеев о себе, о своих дальневосточных корнях. Детство и юность писателя прошли в нашем крае. Здесь прошел он суровую школу борьбы за социальную справедливость. Дальневосточные события периода гражданской войны вошли уже в первые его произведения — рассказ «Против течения»(1923) и повесть «Разлив» (1924). Но подлинную известность ему принес роман «Разгром» (1927), посвященный истории одного приморского партизанского отряда. В романе отряд представлен в живых колоритных характерах. Фадеев, продолжая традиции русской классики, психологически-углубленного реализма, сочетал в романе героическое с трагическим. Гражданской войне в Приморье посвящен и роман «Последний из удэге»(1929-40), оставшийся незаконченным. Дальневосточные мотивы отразились и в лирических отступлениях романа «Молодая гвардия» (1945, второй вариант 1951), в основу которого легли события патриотической борьбы Краснодонской молодежной организации в годы Великой Отечественной войны. Исповедальную книгу составили письма Фадеева своим друзьям и соратникам, публикующуюся под названием «Повесть нашей юности».Выехав в 1921 г. в Москву, Фадеев был одним из организаторов Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). А затем многие годы возглавлял Союз советских писателей. Естественно, на его долю выпадают не только успехи в развитии литературы тех лет, но и многочисленные неудачи,  ошибки, связанные с ортодоксальными, догматическими требованиями к творчеству писателей; не мог не чувствовать он и ответственности за репрессии в период его руководства Союзом писателей. В произведениях Фадеева ярко обозначились реалистические и романтические стилевые тенденции, сказались в них и нормативные требования теории соцреализма, сковывающие творческие возможности автора, В своем последнем письме Фадеев выступил против порочного партийного руководства литературой. В состоянии душевной депрессии писатель покончил с собой 13 мая 1956 г.

      Замечательной фигурой в мире литературного Приморья в 20-30-е годы был Трофим Михайлович Борисов (1882-1941). Участник русско-японской войны 1904-5 гг., путешественник, краевед, ученый, к тому же он обладал художественным даром, и в своих произведениях был певцом дальневосточных рек и морей. Его книгу «Тайна маленькой речки» (1927) заметил А.М. Горький и в письме М. Пришвину, приславшему ему эту книгу, писал: «Вот еще один упрямец подобно Арсеньеву и Вам сидит где-то в глуши и работает, работает». При личной встрече с Т. Борисовым в 1929 г. Горький сказал писателю: «Ваш край подтягивайте к центру хорошими художественными произведениями». Борисов издал ряд очерковых книг, в частности «По широким плесам Амура»(1938), «На берегах Камчатки» (1939), книгу для детей «Морской старик» (1940). Открытием нивхской темы в русской литературе стала его поэтическая повесть «Сын орла» (1939). В историческом повествовании «Портартурцы» достоверно не только по историческим материалам, но и по личным наблюдениям, писатель воссоздал панораму обороны Порт-Артура. Квартира «морского старика», как прозвали Борисова друзья, была центром притяжения литературной молодежи тех лет.

      В Приморье сформировался как писатель Павел Леонидович Далецкий (1889-1963), приехавший сюда в раннем возрасте. В 1924 году он окончил филологический факультет Дальневосточного университета. Рано, чуть ли не с гимназических лет включился в литературную жизнь. С 1926 г. руководил Приморским отделением Сибирских писателей. Остро полемизировал с футуристами, позже спорил с рапповцами, за что подвергался нападкам с их стороны, и вынужден был в 1929 году уехать в Ленинград. Творческая связь с Дальним Востоком осталась на всю жизнь. Еще в повести «Зеленый клин» (1924) изобразил события гражданской войны в Приморье. Интересен сборник стихов «Иду на Север», вышедший во Владивостоке в 1929 г. На дальневосточные темы написаны романы «Нергуль», «Концессия», «Тахома» и др. Наибольшую популярность у читателей приобрел роман «На сопках Маньчжурии» (1951), вставший в ряд заметных произведений о русско-японской войне (В. Новиков-Прибой «Цусима», А. Степанов «Порт-Артур» и др.).

      В 30-е годы Приморье посетили многие писатели, так или иначе связанные с нашим краем: А. Фадеев, Н. Костарев, П. Далецкий. Впервые приехал сюда М. Пришвин, наслышанный о красоте приморской природы, знакомый с нею по книгам Пржевальского и Арсеньева. Именно Пришвин создает одну из лучших книг о красоте природы края — повесть «Жень-шень», которая в 1933 г. вышла отдельным изданием.  Верный своим творческим принципам, высоко взыскательный художник, Пришвин создает классическую повесть о поисках счастья в жизни, о любви. Итогом поездки писателя явилась также очерковая книга «Золотой Рог», через год изданная в Ленинграде (в нее вошла тогда и повесть «Жень-шень»). Плодотворной оказалась и поездка на Дальний Восток В. Лидина, написавшего роман «Великий, или Тихий» (1933), посвященный проблемам освоения дальневосточных побережий. В центральной печати получила одобрение и книга путевых очерков Н. Емельяновой «В Уссурийской тайге» (1939). Тема «человек и природа» становится неотъемлемой частью литературы о нашем крае: ведь это рассказ о живом мире, о красоте жизни.

      Возрастало значение оборонной, или военно-патриотической темы: она находит свое отражение в очерках Н. Костарева «Граница на замке» (1930), С. Диковского «Приключение катера «Смелый» (1938), стихах А. Артемова и других авторов. В Хабаровске с 1934 г. начинает издаваться региональный журнал «На рубеже», в котором активно печатаются приморцы.

     В 30-е годы литературная жизнь Дальневосточного края будет, как и по всей стране, омрачена репрессиями. Среди тех, кто был творчески связан с Дальним Востоком, погибли в лагерях: С. Третьяков, В. Матвеев (Март), Г. Матвеев, З. Матвеев, П. Парфенов, Н. Костарев, П. Кулагин. На целый год был закрыт журнал «На рубеже». Писатели подверглись травле, необоснованным обвинениям. Все это не могло способствовать развитию литературных групп, литобъединений, хотя они постоянно возникали при редакциях. В 1938 году Дальневосточный край был упразднен, и организовано два края — Хабаровский и Приморский. В 1939 г. во Владивостоке была создана приморская группа, которая выделилась из Дальневосточного отделения Союза писателей. Был избран оргкомитет, начата работа над подготовкой литературного альманаха «Советское Приморье», первый номер которого вышел в военном 1941 году. Но Дальнейшему развитию литературы края помешала война.

     С началом Великой Отечественной войны многие литераторы ушли на фронт. В своем творчестве они жили ощущением надвигающейся грозы  и призывали своего читателя быть готовым встать на защиту родины. В январе 1941 г., за несколько месяцев до начала войны, владивостокский поэт Георгий Корешов писал:

    Когда по боевой тревоге
    Придется взять винтовку мне,
    Я знаю: вспомню на дороге,
    Что в жизни был как на войне.
      По-своему  эту мобилизующую готовность встать на защиту русской земли выразил Вячеслав Афанасьев:
    Застигнутый последней метой
    И не успев всего допеть,
    Благословлю я землю эту,
    Когда придется умереть.
      Смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны пали поэты Георгий Корешов, Вячеслав Афанасьев, Александр Артемов, прозаики Александр Никулин, Александр Фетисов. В это время литературная жизнь концентрируется вокруг газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта», на страницах которой публикуются литераторы. В 1944 г. вышел второй номер альманаха «Советское Приморье» (редактор Н. Колбин). Центральной в нем стала тема: Приморье в дни войны. В 1945 г. выходит поэтический сборник «Мой край родной». Патриотическая тема звучит в стихах, очерках, рассказах, публикуемых на страницах газет.

     Литературная жизнь края заметно оживилась после войны. Выходит книга поэта-фронтовика Георгия Корешова,  «Океанский ветер» (1946), которую поэт готовил еще до войны, вошли туда и военные стихи. Характерное название имела книга стихов Сергея Холодного «Человек пришел с войны». Публикуется повесть М. Самунина «Простые люди» — о жизни тыла в годы войны, сборник стихов Г. Халилецкого, повесть «Перекоп» ушел на юг» В. Кучерявенко и др. Значительным событием культурной жизни стал выход в местном издательстве  6-томного собрания сочинений В.К. Арсеньева.

     12 августа 1949 года создано Приморское отделение Союза советских писателей. В этом же году в Хабаровске состоялась первая творческая конференция писателей Дальнего Востока, а через год во Владивостоке проводится первая творческая конференция писателей и литактива Приморья. Регулярно издается альманах «Советское Приморье», с 1941 по 1958 вышло 25 номеров, затем он выходил под названием «Тихий океан». Художественный уровень многих произведений был на «среднем уровне» , но и это не давало оснований для разгромной статьи некоего М. Пенкина «Неразборчивая редакция и безответственный редактор», которая появилась на страницах столичной газеты «Культура и жизнь» (1948, 30 сент.), была перепечатана в краевой партийной газете «Красное знамя» (1948, 9 окт.) и стала поводом проработочной кампании местных авторов, длившейся в течение нескольких лет.

     Своеобразие творчества местных писателей предопределялось зачастую географическим, так сказать, фактором — близостью к океану, морской судьбой героев книг. Морская проблематика находит яркое отображение в произведениях разного жанра, в частности назовем такие книги, как роман О. Щербановского «Ловцы трепангов», романы Л. Князева «Морской протест» и «Капитанский час», повести Г. Халилецкого «Большое плавание», В. Кучерявенко «Перекоп» ушел на юг». Особое место занимают книги бывалых людей, создавших произведения на основе своих жизненных путей-дорог: это книга капитана Анны Щетининой «На морях и за морями», книга воспоминаний педагога Е.Я. Терешенкова «Встречи на дорогах» и др.

     На протяжении 50-80 годов писатели с повышенным вниманием обращаются к жанру исторического романа. Несомненно крупнейшим из дальневосточных исторических романистов является Николай Павлович Задорнов (1909-1992). Писатель долгие годы жил на Дальнем Востоке, в Комсо-мольске-на-Амуре, неоднократно посещал Владивосток. Впервые это произошло в годы его юности. «С тех пор, — говорил Н. Задорнов, — моя голова на всю жизнь оказалась повернутой в сторону Тихого океана». Дальневосточная страда освоения Дальнего Востока, тихоокеанских плаваний отражена в исторических романах «Амур-батюшка», «Капитан Невельской», «Война за океан», «Цунами», «Симода», «Хэда» и др. «Плавать по морю необходимо» — вот девиз его героев-патриотов России.

     Заметный вклад в русскую историческую прозу внесли и писатели-приморцы. Освоение таежного края, подлинное подвижничество первопроходцев раскрыто в самобытных романах Ивана Ульяновича Басаргина (1930) «В горах Тигровых» (1975), «Дикие пчелы» (1989). Мир взаимоотношений человека и природы, социально-нравственных противоречий воссоздан в его увлекательной приключенческой повести «Сказ о Черном Дьяволе» (1971).

     Станислав Балабин в своем романе «Золотая империя» (1993) обратился к далекой истории Приморья — к расцвету и гибели чжурчженского государства. Роман, посвященный героической борьбе чжурчженских племен с чужеземными завоевателями, внутренним распрям правителей «золотой империи», способствовавшим ее распаду и гибели, глубоко современен по своему звучанию. Несколько неожиданным оказалось обращение писателя деревенской темы к далекой истории — до этого С. Балабин был известен читателям своими колоритными «деревенскими» повестями «Иду на вы», «Под колесами наледь», «Дочь тайги», «Иванов дом», «Ходоки», «Ягода голубика».

     Историко-революционная проза включает в себя целый ряд «приморских» произведений: Н. Колбина «Партизаны» (1948), К. Майбогова «Черный камень» (1949), В. Павчинского «Орлиное гнездо» (1959), А. Вахова «Адъютант» (1962), Ю. Лясоты «Красная осень» (1965), Б. Жиденкова «Петля тайги» (1982), П. Сычева «Великий тайфун» (1960), Л. Князева «Даль не чужая» (1982), М. Матюшина «Повесть о Константине Пшеницыне» (1982), В. Дудко «Тень двуглавого орла» (1977), Ю. Кашука «Железная береза» (1990) и др. Создана панорама истории гражданской войны на Дальнем Востоке, однако заметен иллюстративный подход к истории, недостаточно глубокое раскрытие противоречий эпохи.

     Далекое прошлое Приморья возникает и в историко-приключенческих повестях М. Матюшина «Загадка амулета» и «Страна Ангуонов». Следует напомнить, что одно из первых приключенческих произведений советской литературы — роман-трилогия «Желтый Дьявол» был создан писателями-приморцами Н. Костаревым и В. Мартом (Матвеевым) еще в 1924-1926 годах.

      Одной из привлекательных тем приморских писателей остается тема сохранения богатств тайги, рек, морей: здесь не обойти книги Ю. Вознюка, «Тепло отгоревших костров».  Своеобразные по колориту повести и рассказы из жизни удэгейских охотников создал писатель из села Красный Яр Николай Дункай, автор книг «Легенда о любви», «Скала сокровищ», «Повесть о Джанси Кимонко». «Таежные встречи»,   «Тропинка в тайге» и другие книги написал Михаил Деменок. В его таежных рассказах и повестях – острая наблюдательность, проблемность, чувство восхищения красотой природы, делами землепроходцев. Не случайно они входят в хрестоматии для детского чтения. По-своему разрабатывает тему человека и природы Владимир Тройнин, автор книг о китах, тиграх и бабочках. Колоритные страницы истории края воспроизвел в книге очерков «Три истории из жизни окраины» Борис Дьяченко. Свой мир находим мы в повестях и рассказах Владимира Вещунова, Анатолия Ильина, Владимира Щербака.

      Читателю можно напомнить, что в Приморье начинали свою писательскую судьбу Борис Можаев, автор известный в русской литературе 60-70-х годов произведений — повести «Живой»  и романа «Мужики и бабы». А начинал он с повестей и стихов, опубликованных во Владивостоке. Первую свою книгу — военную повесть «Колокол заговорил вновь» написал и издал в Приморье ныне широко известный прозаик Владимир Успенский, автор романов «Неизвестные солдаты», «Тайный советник вождя», повести «Можайское шоссе», отразившей героические действия Хасанской 32 дивизии полковник В.И. Полосухин на Бородинском поле в 1941 году.

       Приморье — край поэтический. В 60-70-е годы здесь выступают со своими стихами поэты               Б. Глушаков, В. Коржиков, Ю. Кашук, В. Пушкин, И. Фаликов, Б. Лапузин. Драматически насыщенные стихи создал поэт Геннадий Лысенко (1942-1978), автор поэтических сборников «Проталина» (1976), «Листок подорожника» (1976), «Крыша над головой». Для его стихов характерна глубокая лиричность, личная судьба автора сливается с судьбой поколения, России. Поэт по праву заявлял: «Я поэт от России...» И это не декларация, а глубокая сущность его поэзии.

    История. Она не только книга.
    Она и кровь, мне данная отцом.
    Я помню Родину и с древнерусским ликом,
    И с молодым гагаринским лицом.
    Ведь там, где смысла строчек не осилю
    И не дойду до истины умом,
    Я чувствую историю России —
    Она жива, она во мне самом.
       В 1998 г. во Владивостоке вышла «Антология поэзии Приморья», представившая развитие поэзии края за 100 лет, от появления первой поэтической книги до создания сборников современных молодых поэтов. В антологии представлены стихи и сегодняшних поэтов, не будем их перечислять всех, тем более, что о многих из них сказано в нашей статье, открывающей эту книгу.

       В 90-е годы в литературу России возвращены и писатели русского дальневосточного литературного Зарубежья: А. Несмелов, Н. Байков, В. Перелешин, А. Хейдок, И. Елагин, В. Янковская и др. Неподдельный интерес вызывают документальные повести В. Янковского «Потомки Нэнуни», «Полуостров», рассказывающие о судьбе известного в нашем крае рода Янковских. Судьба русских эмигрантов в этих произведениях встает во всем драматизме и трагизме.

        В 90-е годы жизнь писателей усложнилась. Основная работа концентрируется вокруг Приморского отделения писателей России. Продолжает работу литобъединение. Организуются обсуждения книг, конференции, встречи с писателями, издания различных серий книг, хотя и очень небольшим тиражом. Приморское отделение писателей России работает в тесном содружестве с краевой библиотекой им. А.М. Горького, с городскими библиотеками им. А.А. Фадеева и А.П. Чехова, с краевым обществом книголюбов, с музеем им. В.К. Арсеньева.  Писатели края стремятся быть художественными летописцами эпохи, запечатлеть героев и антигероев своего времени. Они стремятся внести достойный вклад в развитие духовных богатств нашей дальневосточной окраины. Русская литература, создаваемая в Приморье — неотъемлемая часть литературы России.

                                                                                                                        10 марта 1998 г.

    Литературный альманах "Заветный край", №1,1998

     
    Категория: Мои статьи | Добавил: Иллина (08.03.2012)
    Просмотров: 5218 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: